Нам постоянно говорят, что история не имеет сослагательного наклонения, то есть, нет смысла в рассуждениях «что было бы, если». Но пытливые умы не перестают будоражить подобные гипотетически-фантастические вопросы.
Вот и по поводу размеров небесных тел нашей Солнечной системы подобные казуистические вопросы время от времени звучат. Один из наиболее навязчивых: что было бы, имей Земля размеры, сопоставимые с Солнцем? Как бы это сказалось на эволюции и нашей планеты, и ее ближайших соседей?
Так что же по этому поводу говорит современная астрофизическая наука? Ученые подсчитали: если космический объект будет иметь массу, не то что равную Солнцу, а превышающую хотя бы 8% от его массы, то он обязательно трансформируется в звезду. Превращение совершится благодаря собственной гравитации и ряду сопутствующих физических и химических мутаций веществ, составляющих планету.
Теперь давайте прикинем расчеты на конкретном примере Земли. Ее плотность в средних значениях примерно в 4 раза выше, чем у нашего раскаленного светила. И если представить, что наша планета вдруг приобрела размеры Солнца, то ее масса будет в 16 раз больше солнечной. Значит, ее будущее гарантировано: она станет звездой.
Но фантазерам мало простых допущений, они идут дальше: пытаются представить, на что будет похожа голубая планета, если допустить, что с нее улетучится избыток водорода и останутся лишь более тяжелые элементы. При таком абсолютно ненаучном допущении Земля превратилась бы в огромный расплавленный шар.
Из-за отсутствия водорода термоядерные реакции на таком объекте невозможны. Так что «горячиться» ему придется долго, миллиарды лет. Но ничто не вечно во Вселенной, — и такой космический факел со временем остынет. И, соответственно, станет твердым.
По всей видимости, температура на поверхности застывшего объекта станет сопоставимой с земной. Вот только существование сложных организмов на подобном небесном теле практически невозможно из-за мощной гравитации.
Могут ли там присутствовать простейшие формы жизни типа бактерий и иных микроорганизмов? Вопрос интересный, но пока, на современном этапе развития науки, безответный, хотя обсуждаемый.