Ученые до сих пор спорят о реальности существования в древности женщин-воительниц. Новое подтверждение этому дала находка в Армении. Там раскопали захоронение амазонки.
На севере Армении археологи обнаружили необычное захоронение. Могильник Бовер I хранил останки женщины, датированные железным веком. По всей видимости, это была одна из амазонок, воспетых греческими поэтами.
Не все ученые безоговорочно признают факт существования в древности воинов-женщин. Но в литературе разных народов такие предания сохранились. В частности, есть немало устных и письменных источников, рассказывающих о воительницах, живших на восточных территориях Малой Азии. А это пограничные с Арменией регионы.
Находка в могильнике Бовер I стала одним из немногих вещественных доказательств реальности существования амазонок. А то, что таковые были и на армянской земле, вообще стало сенсацией. О чем и поведали участники раскопок в статье в International Journal of Osteoarchaeology.
Археологи из Национальной академии наук Армении не сразу поняли, с чем встретились. Поначалу решили, что найденное тело принадлежало 20-летней девушке из высших слоев общества, а жила она в VIII-VI веке до нашей эры. Рядом с изогнутым телом лежали богатые украшения и керамические сосуды.
Богатый антураж погребения и привел ученых к первоначальной версии о социальном статусе девушки. Но когда было проведено исследование скелета, выяснились интересные детали. На костях обнаружили следы отметин, характерных для боевых ранений.
К тому же по строению скелета можно делать выводы и о том, насколько развиты были мышцы, когда-то к ним крепившиеся. Стало очевидно, что у девушки была очень развитая мускулатура, особенно верхней части тела. У нее явно постоянно были напряжены грудные и дельтовидные мышцы, ответственные за физические нагрузки, характерные для лучников.
Неплохо развиты были и бедренные кости, а значит, и соответствующие мышцы. С большой долей вероятности это говорит о том, что найденные останки принадлежат отличной наезднице.
Есть и более четкие указания на род деятельности девушки. В ее левом колене застрял железный наконечник стрелы. Именно такие в ту пору применяли для охоты и военных баталий. Скелет имел и другие ранения. Скорее всего, воительница погибла именно от совокупности этих травм. Бедренная кость хранила следы, оставленные мечом. У скелета отсутствует часть левой ноги. Как выяснили специалисты, она отрублена боевым топором.
Анализ этих увечий приводит к однозначному выводу: они были получены на поле боя. И раз при погребении воительницу еще и снабдили украшениями и дорогими предметами быта, значит, она была храбрым воином, достойным признания соплеменников.