Практика показывает, что люди, потерявшие зрение после инсульта или травмы, способны ориентироваться в пространстве. Ученые в ходе экспериментов убедились: часть функций органов зрения берет на себя мозг.
Когда человек не рождается слепым, а теряет зрение после травмы или инсульта, есть шанс сохранить часть зрительного восприятия, благодаря функциональным возможностям мозга. Это показали эксперименты ученых.
Распознавание внешних объектов здоровым человеком идет в несколько стадий. Сетчаткой глаза мы различаем свет, который отражают предметы. Дальше информация идет в мозговой отдел, называемый таламусом. Он служит для связи мозга и органов чувств. Следующий этап — первичная зрительная кора, задачей которой является распознавание образов. Следующие «станции» — вторичная зрительная кора и ее ассоциативные зоны. Там идет окончательное распознавание, анализ, происходит реакция на увиденное.
При травмах головы и инсультах часто страдает первичная зона. Человек перестает видеть. Но исключения случаются, некоторые из них описали ученые Нидерландов.
Ряд пациентов правильно реагировали на выражения лиц на фото или картинках. Электроды, прикрепленные к лицам волонтеров, показали, что они копируют эмоции героев изображений. Происходит аналогичное движение лицевых мышц. Как это возможно, если даже сами участники тестов уверяли, что не видят? Да и приборы не замечали активности их первичной зрительной коры.
Оказалось, что часть пациентов с подобными нарушениями способна видеть другими участками мозга. Происходит компенсаторная реакция: здоровые участки коры берут на себя часть функций поврежденной области.
Один из пациентов сильно поразил исследователей. Обычно он после инсульта ходил, пользуясь тростью. Экспериментаторы забрали ее и предложили этому человеку пройти по коридору. Они предварительно расставили там стулья и коробки, в хаотичном порядке. Испытуемый прошел дистанцию уверенно, легко обогнув все препятствия. Самое интересное в том, что он уверял ученых: шел прямо, никаких помех не заметил.
Участники теста пришли к выводу, что роль поврежденного участка коры взял элемент среднего мозга, называемый бугорками четверохолмия. Они также способны обрабатывать информацию: как зрительную, так и звуковую. Эти бугорки помогают лесным зверям моментально реагировать на угрозы.
Подобные способности есть и у человека даже при наличии «обычного» зрения. А при его потере эта зона активируется, и используется шире, не только в моменты явной опасности. Важно, что при потере зрения организм дает и другие подсказки, например, обостряются зрительно-слуховые ассоциации, то есть, умение по звукам формировать в мозгу образ того, что эти звуки издает.
Ученые надеются, что полученные данные помогут учить ослепших адаптироваться к непривычным условиям и даже учиться новым навыкам.